Автор |
Сообщение |
Misvin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Сб янв 31, 2009 03:17 |
|
Зарегистрирован: Чт окт 30, 2008 03:00 Сообщения: 847
|
יָרָה [לִירוֹת, יוֹרֶה, יִירֶה; יְרֵה! (יִירָה; תִירָה!)]
Барух Подольский: "Любой словарь, любая грамматика даст вам форму цивуя от гл-а стрелять как ירה ере; грамотный сабра, услышав эту форму, поулыбается, а менее грамотный просто не поймет. В ИРИСе я включил как литературную, так и разговорную форму. "
Вопросы: 1. Корень этого глагола - י-ר-ה?
2. К какой гизре относится данный глагол (например, פ"י + ל"ה)? Есть ли другие глаголы, которые также спрягаются?
3. Проспрягайте, пожалуйста, полностью этот глагол (напишите, пожалуйста, с ивритскими огласовками, а не русскими буквами). Укажите для каждого спряжения литературную и разговорную норму.
|
|
|
|
|
vcohen
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Сб янв 31, 2009 14:11 |
|
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 22:23 Сообщения: 14983 Откуда: Израиль
|
Корень либо י-ר-ה, либо י-ר-י в зависимости от принятой терминологии (подробнее см. у нас урок 2.3.3.1).
Гизра - да, верно, פ"י + ל"ה (с точностью до принятой терминологии, см. выше). Это просто две гизры, которые срабатывают в одном и том же слове, никак не влияя друг на друга. Если мы умеем применять их по отдельности (одна как в слове тишан, а другая как в слове тикне), то можно применить их и обе в одном слове. Я не могу вспомнить больше ни одного слова с ними обеими вместе, но это и не так важно.
Здесь речь идет только о буд.времени и пов.наклонении, вот их я и приведу. В наст. и прош. первая буква корня ни на что не влияет, спряжение идет так же, как канити/коне: ярити/йоре.
Итак, литературная норма. Буд.время: תִּירֶה אִירֶה תִּירִי Пов.накл.: יְרֵה יְרִי Остальные формы отличаются от приведенных только приставочной буквой и/или окончанием (-у вместо -и).
Разговорный вариант отличается следующим: 1. Вместо пов.наклонения используется буд.время (как у большинства глаголов). 2. Вместо звука Э в конце звучит А. 3. Разговорный иврит не пользуется огласованным письмом (большинство носителей языка им не владеют). Поэтому разговорный вариант в огласованном виде я не привожу.
|
|
|
|
|
vcohen
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Сб янв 31, 2009 14:17 |
|
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 22:23 Сообщения: 14983 Откуда: Израиль
|
vcohen писал(а): | Здесь речь идет только о буд.времени и пов.наклонении, вот их я и приведу. В наст. и прош. первая буква корня ни на что не влияет, спряжение идет так же, как канити/коне: ярити/йоре. | Кстати, и в повелительном тоже первая буква ни на что не влияет.
|
|
|
|
|
Misvin
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Сб янв 31, 2009 16:42 |
|
Зарегистрирован: Чт окт 30, 2008 03:00 Сообщения: 847
|
vcohen писал(а): | Разговорный вариант отличается следующим: 2. Вместо звука Э в конце звучит А.
| Похожее явление, когда вместо נִראֶה употребляют נִראָה в настоящем времени?
|
|
|
|
|
vcohen
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Сб янв 31, 2009 17:45 |
|
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 22:23 Сообщения: 14983 Откуда: Израиль
|
|
|
|
|
Иосиф
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Вт фев 03, 2009 04:08 |
|
Зарегистрирован: Сб ноя 01, 2008 03:00 Сообщения: 2 Откуда: Москва
|
Глагол йара, кроме значений стрелять, бросать, метать имеет значения основывать, указывать, учить, наставлять. Если взять слово Тора (Пятикнижие Моисеево) и отбросить тав, то получится словарная форма этого глагола. А с тав получится будущее время.
|
|
|
|
|
Подольский Барух
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Вт фев 03, 2009 10:43 |
|
Зарегистрирован: Вс фев 13, 2005 12:52 Сообщения: 5346
|
Значения "основывать, указывать, учить, наставлять" этот корень имеет в биньяне הפעיל: הורה.
_________________ БПод
|
|
|
|
|
vcohen
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Вт фев 03, 2009 12:25 |
|
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 22:23 Сообщения: 14983 Откуда: Израиль
|
Словарь Э.Клайна утверждает, что это два разных (хотя и омонимичных) корня.
|
|
|
|
|
Подольский Барух
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Вт фев 03, 2009 14:32 |
|
Зарегистрирован: Вс фев 13, 2005 12:52 Сообщения: 5346
|
И я согласен с этим мнением.
_________________ БПод
|
|
|
|
|
|