Автор |
Сообщение |
jony72
|
Заголовок сообщения: Исторический документъ Добавлено: Ср июн 27, 2007 19:38 |
|
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 09:04 Сообщения: 2323 Откуда: Израиль
|
Перевожу свид. о рождении, датированное 1889 годом, написанное от руки по-русски с ятями и твердыми знаками. Больше расшифровываю, чем перевожу.
Из непонятного:
1. Двойные даты: двадцать седьмого Августа ( восьмого Сентября). По юлианскому и григорианскому календарю? Но в России приняли григорианский только в 1918 году? Почему же здесь указываются уже 2 даты.
2. Печать чиновника в конце документа:
Чиновник гражданскаго
Состояния Александровского
Божничнаго округа
Загуглил "божничный". Всплыло сочетание "божничный дозор" - это еврейское попечительство. Всё равно, правда, непонятно что к чему. Но что-то близко, потому что речь идет о свидетельстве о рождении в каком-то местечке Александровский посад, и все действующие лица в документе (отец, мать, сам новорожденный, свидетели) таки да.
Разъясните подробней о слове божничный, ежли кто знает.
3. Упоминаются должности свидетелей:
а. "школьник, 52 лет отроду" - предполагаю, что ученик ешибота.
б. "местный подраввин, 46 лет отроду" - в Сети переводят как ассистент раввина, и.о. в его отсутствии.
_________________ www.ortrans.net
|
|
|
|
|
vcohen
|
Заголовок сообщения: Re: Исторический документъ Добавлено: Ср июн 27, 2007 19:52 |
|
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 22:23 Сообщения: 14983 Откуда: Израиль
|
jony72 писал(а): 1. Двойные даты: двадцать седьмого Августа ( восьмого Сентября). По юлианскому и григорианскому календарю? Но в России приняли григорианский только в 1918 году?
Да, это однозначно юлианский и григорианский календари, потому что разница 12 дней - в те годы должно было быть примерно столько. Почему в документе за 1889 год они указаны - не знаю, но у меня есть три гипотезы. Либо этот документ липовый, либо он был восстановлен позже без указания даты восстановления, либо писали дату российскую и европейскую.
|
|
|
|
|
jony72
|
Заголовок сообщения: Re: Исторический документъ Добавлено: Ср июн 27, 2007 20:00 |
|
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 09:04 Сообщения: 2323 Откуда: Израиль
|
vcohen писал(а): Либо этот документ липовый, либо он был восстановлен позже без указания даты восстановления, либо писали дату российскую и европейскую.
Нет, документ подлинный. Возможно, что из-за того. что местечко находилось на территории Польши указывалась дата по 2 календарям (в Польше, как Вы знаете, приняли григорианский календарь много раньше России). А первая дата юлианская или григорианская? Так и не разобрался в них...
_________________ www.ortrans.net
|
|
|
|
|
vcohen
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 20:12 |
|
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 22:23 Сообщения: 14983 Откуда: Израиль
|
Григорианский - это новый стиль. 7 ноября по новому стилю - это 25 октября по старому. То есть та дата, которая выглядит позже (в Вашем случае сентябрьская), - это григорианский.
|
|
|
|
|
vcohen
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 20:13 |
|
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 22:23 Сообщения: 14983 Откуда: Израиль
|
|
|
|
|
jony72
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 20:21 |
|
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 09:04 Сообщения: 2323 Откуда: Израиль
|
Спасибо, Владимир.
_________________ www.ortrans.net
|
|
|
|
|
jony72
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 20:56 |
|
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 09:04 Сообщения: 2323 Откуда: Израиль
|
Варшавский божничный дозор отправил депутацию в Петербург с просьбой - уравнить евреев Царства Польского в гражданских правах с христианами, так как в законе 1817 года говорилось, что евреи освобождаются от личной воинской повинности до тех пор, пока они не пользуются равноправием.
Может, это что-то вроде органа еврейского самоуправления, но этимология не совсем понятна. Может слово польское?
Есть еще прилагательное от божница ( Полка или киот с иконами), но вряд ли здесь подойдет.
_________________ www.ortrans.net
|
|
|
|
|
fotus
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 21:10 |
|
Зарегистрирован: Сб ноя 25, 2006 19:28 Сообщения: 8931 Откуда: АШДОД
|
|
|
|
|
jony72
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 21:25 |
|
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 09:04 Сообщения: 2323 Откуда: Израиль
|
fotus писал(а): bóżnica = synagoga (пол)= синагога
И как в этой связи можно перевести "божничный округ", "божничный дозор", "еврейское попечительство"?
_________________ www.ortrans.net
|
|
|
|
|
fotus
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 21:48 |
|
Зарегистрирован: Сб ноя 25, 2006 19:28 Сообщения: 8931 Откуда: АШДОД
|
|
|
|
|
vcohen
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 21:55 |
|
Зарегистрирован: Сб фев 19, 2005 22:23 Сообщения: 14983 Откуда: Израиль
|
fotus писал(а): Можно попытаться найти в Еврейской энциклопедии на иврите
Полагаете, там найдутся термины типа פופצ'יטלסטבו и т.д.?
|
|
|
|
|
Подольский Барух
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 22:12 |
|
Зарегистрирован: Вс фев 13, 2005 12:52 Сообщения: 5346
|
Когда речь шла о христианах, употреблялось слово церковный. К евреям это не подходит, и естественно употребили полонизм божничий = синагогальный.
_________________ БПод
|
|
|
|
|
jony72
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Ср июн 27, 2007 22:17 |
|
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 09:04 Сообщения: 2323 Откуда: Израиль
|
божничный дозор - что-то типа моаца датит с расширенными полномочиями
_________________ www.ortrans.net
|
|
|
|
|
Подольский Барух
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Чт июн 28, 2007 07:02 |
|
Зарегистрирован: Вс фев 13, 2005 12:52 Сообщения: 5346
|
а. "школьник, 52 лет отроду" - предполагаю, что ученик ешибота.
Более вероятно, что это шамес, т.е. служка в синагоге.
Евреи синагогу обычно называли "шул", т.е. школа, а "школьник" - служка в синагоге.
_________________ БПод
|
|
|
|
|
jony72
|
Заголовок сообщения: Добавлено: Чт июн 28, 2007 07:18 |
|
Зарегистрирован: Чт ноя 03, 2005 09:04 Сообщения: 2323 Откуда: Израиль
|
Для всех, кому интересно:
http://www.geocities.com/m_tseitlin/Dub ... 10p78.html
Оттуда: Цитата:
В 1820 году появилась анонимная польская брошюра: «Просьба или самооправдание людей ветхозаветного вероисповедания», в которой говорилось, что корень зла - в кагальной организации, в старшинах, раввинах и погребальных братствах, распоряжающимися податными суммами бесконтрольно, угнетающих народ «херемами» и вообще злоупотребляющих своей властью. Стоит уничтожить власть кагала (то есть передать её польским городским управлениям или даже полицейским учреждениям) - как в еврейских общинах водвориться порядок, и евреи превратятся в полезных граждан. Понравились эти слова в правящих кругах Польши: там уже давно носились с мыслью о сокращении кагальной автономии, а тут «сами евреи» об этом просят. И вот рядом декретов наместника и предписаний комиссии духовных дел и просвещения (1821) был совершён разгром старой общины, в которой несомненно устарели формы самоуправления, но не его национальный принцип. Все эти меры были санкционированы царским указом 20 декабря 1821 года (1 января 1822 г.) об уничтожении кагалов и замене их «божничьными дозорами», то есть молитвенными правлениями, круг деятельности которых строго ограничен религиозными и благотворительными делами. Божничьный дозор состоял из раввина, его помошника или заместителя и трёх выборных старост-надзирателей (дозорцы). Избирательное право обуславливалось (с 1830 г.) имущественным цензом. На первых порах возмущённое сокращением автономии большинство общин относилось враждебно к «дозорам». Избранные в члены этих правлений отказывались вступать в должность, так что часто властям приходилось назначать членов. Однако с течением времени общины примирились с новым управлением.
_________________ www.ortrans.net
|
|
|
|
|
|